Хочу поднять тему о просроченных заказах и о причинах к этому приводящих. Часто заказчики в срывах сдачи готового изделия винят исключительно исполнителя. Дескать, ленивый, нерасторопный тормоз, наобещал с три короба, нахапал заказов и теперь кормит завтраками. И это правда. Такое случается. И за собой такое подмечаю. Нечасто, правда, но бывает. Чаще это выглядит как откладывание неудобного или неприятного заказа на попозже. Но у мастеров с ростом профессионализма такие вещи случаются реже и реже, а затем постепенно сходят на нет.
Здесь хочу поговорить о задержках в изготовлении по причинам от мастера мало зависящим, а зачастую неподконтрольным.
Сразу к примеру. Прошлый сезон, заказчица, назовём Мариной. Несложный заказ. Гранитный памятник на двоих – бабушка и дедушка. Средний размер, классическая комплектация, фигурная выпиловка. Ничего не предвещает проблем. Срок изготовления месяц, затем установка и памятная дата с поминающими родственниками на могилах.
Договор – аванс – даты, фото для ретуши. Стандартно. Через неделю готов эскиз. Жду отмашки на гравировку текста, нанесения изображений на камень и выпиливания. И тут начались муки. Марина решила согласовать портреты с каждым членом не маленькой семьи. Это в принципе логично, но проблема в том, что каждый член этого семейства счёл необходимым внести изменения и дополнения в макет памятника.
Согласовывали портреты и текст две недели. Делал несколько вариантов портретов, менял шрифты, цветы. По очереди звонили родственники Марины и вежливо, деликатно и тактично выбешивали. Согласование было крайне непростым, ну да здесь не об этом.
За пять дней до дедлайна звоню, говорю – возвращаю аванс, заказ отменяю. Нет, нет, стой-стой, согласовано. Выбрали первый, изначальный вариант. Приступаю к работам.
Два дня на гравировку портретов и текстов, третий день – пятница – выпиловка. И вот уже гравёрные работы закончены, форма выпилена. Полирую торец памятника и обнаруживаю трещину. Нормальную такую, с жирную волосину размером, сильно приглядываться не надо – с метра видно. Знаю, у заготовки видно не было, проявилась в процессе при полировке.
До сдачи два дня. Два выходных дня. С запланированным семейным выездом - отдыхом. Суббота и воскресенье с домашними планами. Первые совместные выходные за два месяца.
И вот тут два варианта: переделывать или камуфляж, сдача вовремя, установка. Решаю делать новый памятник. Звоню Марине, объясняю сдвиги сроков, пакую рюкзаки и отключаю телефон.
Понедельник, вторник, среда срочно ищу подходящую заготовку у поставщиков, у коллег – камнеобработчиков, по знакомым ритуалкам. В четверг забираю камень. Двое суток в режиме аврал, закончил работы, в субботу установили. В воскресенье родственники на кладбище поминают добрым словом и шлют фото памятника и смс с благодарностями. Итог – недельная просрочка, сдвиг других заказов, куча нервов.
Изготовление памятников – процесс непростой, состоящий из нескольких этапов, зависящий от факторов, иногда неожиданных.
Частые причины просрочки:
1. Проблемы с сырьём. Брак, сложности у поставщика, не вовремя удаётся получить камень нужного размера, нужного цвета, без пятен, без полос.
2. Проблемы с оборудованием. Инструмент камнеобработчика специфический, быстро не заменишь и легко не отремонтируешь.
3. Согласование с заказчиком. Клиент пропадает на время. Или проявляет нерешительность.
4. Технический брак в работе. Слабая ретушь, сбои в работе гравировального станка, выключение электричества, мутная полировка.
5. Погода и капризы. Дожди периодически срывают планы по благоустройству и монтажу памятников.
Вывод: заказывая памятник не нужно всё оставлять напоследок, упираться в жёсткие сроки. До памятной даты должно оставаться достаточно времени, чтобы исправить возможные ошибки. Лучше заказать заранее, за три-четыре месяца до установки. Например, зимой. Или быть морально готовым к возможным задержкам в изготовлении. В конце концов, памятник ставится не каждый год, а чаще раз и навсегда. И важно качество, пусть и установка с некоторым опозданием.
А Марина недавно позвонила. Интересовалась, как можно переделать их памятник. Спустя полгода вдруг выяснилось, что при заказе перепутали даты. Теперь у бабушки даты дедушки и наоборот. Так что, походу, продолжение следует…